Обращение с отходами

GRI 3‑3, 306‑2

ОАО «РЖД» рассматривает формирование эффективной системы обращения с отходами в качестве одного из наиболее важных условий перехода на принципы экономики замкнутого цикла. В долгосрочном периоде Компания стремится к максимальному сокращению объема отходов, подлежащих захоронению, за счет увеличения уровня их переработки.

Отходы производства и потребления

GRI 306‑3, 306‑4, 306‑5

В 2024 году в ОАО «РЖД» образовалось 1,468 млн т отходов производства и потребления, из которых утилизировано и обезврежено в структурных подразделениях Компании 0,056 млн т.

В 2024 году доля отходов производства и потребления, размещаемых на объектах размещения для захоронения, составила 11,7 %, что соответствует уровню 2023 года и на 1,1 % выше инновационного сценария Экологической стратегии ОАО «РЖД» (план на 2024 год — 12,8 %).

В подразделениях ОАО «РЖД» при осуществлении технологических процессов образуются отходы производства и потребления, относящиеся к различным классам опасности.

С учетом поступления в 2024 году отходов из других хозяйствующих субъектов сторонним организациям передано
1,52 млн  т
отходов, в том числе:
1,19 млн т
с целью последующей утилизации
0,15 млн т
для обезвреживания
0,18 млн т
для размещения

Отходы производства и потребления

Структура образования отходов по классам опасности в отчетном году

В 2024 году утверждена Дорожная карта по выполнению комплексных мероприятий по контролю и содержанию полосы отвода железной дороги в соответствии с требованиями санитарно‑эпидемиологического законодательства (от 21.05.2024 № 925), а также распоряжение ОАО «РЖД» от 27.12.2024 № 3339/р «Об усовершенствовании контроля за содержанием полосы отвода железных дорог и реагировании при выявлении фактов загрязнения внешними источниками».

Утверждено четвертое издание Каталога отходов производства и потребления холдинга «Российские железные дороги» (от 21.03.2024 № ЦБТ‑35).

Также Компанией с привлечением АО «НИИАС» в 2024 году осуществлялась разработка Концептуальных решений по обращению с отходами производства и потребления в ОАО «РЖД» с учетом принципов экономики замкнутого цикла.

Около 85 % образующихся в ОАО «РЖД» отходов обезвреживается и вовлекается во вторичный оборот. Основная их масса (лом черных и цветных металлов, отработанные нефтепродукты) передается на сформированный рынок переработки отходов. Кроме того, отходы утилизируются и обезвреживаются согласно лицензии ОАО «РЖД» на деятельность в области обращения с отходами I–IV классов опасностиОт 21.08.2012 № Л020‑00113‑77/00114264..

В 2024 году в ОАО «РЖД» образовалось 1 468 тыс. т отходов производства и потребления:
  • I класса опасности — 0,1543 тыс. т;
  • II класса опасности — 0,1498 тыс. т;
  • III класса опасности — 108,16 тыс. т;
  • IV класса опасности — 171,94 тыс. т;
  • V класса опасности — 1 187,85 тыс. т.

В рамках соглашения между ОАО «РЖД» и ППК «РЭО» от 16.11.2022 № 152 проводилась работа по организации системы обращения с отходами производства и потребления, образующимися в производственно-хозяй­ственной деятельности ОАО «РЖД», соответствующей принципам экономики замкнутого цикла.

Динамика объема образования отходов и доли отходов, направляемых на объекты размещения отходов для захороненияДоля рассчитана исходя из сведений об объемах образованных (с учетом наличия на начало периода) и переданных на захоронение (в том числе твердые коммунальные отходы (ТКО), переданные региональному оператору) в отчетном году отходах согласно форме федерального статистического наблюдения № 2‑ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

Обращение с отходами

Информация об утилизации отходов в 2024 году
Класс опасности отходов Утилизировано на собственных объектах, тыс. т Передано для утилизации, тыс. т
III 0,049 22,916
IV 1,005 7,527
V 50,663 1 163,104
Информация по обезвреживанию и захоронению отходов в 2024 году
Класс опасности отходов Обезврежено на собственных объектах, тыс. т Передано для обезвреживания, тыс. т Передача ТКО региональным операторам, тыс. т Передача отходов для захоронения (за исключением ТКО), тыс. т
I 0 0,139 0 0
II 0,006 0,059 0 0
III 4,209 95,996 0 0,048
IV 0,052 48,515 103,441 13,265
V 0 1,064 45,786 16,989

ОАО «РЖД» последовательно реализует политику по развитию экологической культуры устойчивого обращения с отходами, основанную на принципах экономики замкнутого цикла. В 2024 году были проведены мероприятия по повышению вовлечения отходов во вторичный оборот.

На комплексе термического обезвреживания отходов баланса НПЦ по ООС, расположенного на ст. Тагул, обезврежено термическим способом 59 786 отработанных деревянных шпал, или 4,19 тыс. т отходов производства.

На ст. Фаустово, ст. Янаул и ст. Подволошная внедрены и эксплуатируются комплексы по утилизации железобетонных шпал для последующего получения строительного щебня и очищенного лома арматурной стали. Всего в 2024 году утилизированы 38 844 железобетонные шпалы.

В рамках эксплуатации в 2024 году теплофикационной установки на ст. Черняховск Калининградской железной дороги расход твердого топлива из старогодных деревянных шпал составил 26,71 тыс. шт. с выработкой 3 630 Гкал тепловой энергии и экономией 493,21 тыс. м3 природного газа.

Эксплуатируются 5 установок по утилизации резинотехнических изделий (ст. Укладочный, ст. Пермь‑Сортировочная, ст. Тулун, ст. Смоленск, ст. Решетниково). За 2024 год на установках переработано 610 т отходов, изготовлено 429 т крошки и 12 тыс. м2 резиновых напольных покрытий.

38 844
железобетонные шпалы утилизированы в 2024 году

В ОАО «РЖД» эксплуатируются объекты в области обращения со специфичными для железнодорожной отрасли отходами (деревянными и железобетонными шпалами, отработанными резинотехническими изделиями, нефтесодержащими отходами), внедряется электронный документооборот, ртутьсодержащие лампы заменяются на экологичные энергоэффективные осветительные приборы и т. д.

Примером внедрения принципов экономики замкнутого цикла является переработка резинотехнических изделий на 5 технологических линиях (ст. Укладочный Западно‑Сибирской железной дороги, ст. Пермь‑Сортировочная Свердловской железной дороги, ст. Тулун Восточно‑Сибирской железной дороги, ст. Смоленск Московской железной дороги, ст. Решетниково Октябрьской железной дороги).

Во всех подразделениях пассажирского комплекса холдинга «РЖД» применяются типовые технологии по организации раздельного накопления отходов с вовлечением клининговых и аутсорсинговых компаний.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 17.01.2024 № 103/р утверждена взамен ранее действующей Типовая технология уборки вокзальных комплексов Дирекции железнодорожных вокзалов, которая усиливает ответственность за смешение различных видов вторичных ресурсов с несортируемыми твердыми отходами при выемке из урн с введением соответствующих штрафных санкций в отношении клининговой компании.

Также в отчетном году передано на утилизацию 2 644 т вторичных материальных ресурсов (отходов бумаги, картона, стекла, пластика и бытового алюминия), что на 181 т, или 7 %, больше по сравнению с 2023 годом (2 463 т).

В 2024 году на 284 объектах пассажирской инфраструктуры ОАО «РЖД» эксплуатировались 376 фандоматов по приему пластиковых бутылок и алюминиевых банок с наличием бонусной системы для пассажиров. В отчетном году 100 тыс. пассажиров передали около 5,9 млн шт. тары, или 190,9 т вторичных ресурсов (80 % —отходы пластика, 20 % — отходы бытового алюминия). По сравнению с 2023 годом количество аппаратов увеличено в 1,7 раза (2023 год — 216 шт.).

В 2024 году Центральной дирекцией пассажирских обустройств установлены фандоматы на транспортно‑пересадочных узлах Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров.

«В Компании на постоянной основе проводятся мероприятия по контролю и содержанию полосы отвода железной дороги в соответствии с требованиями санитарно‑эпидемиологического законодательства. В 2024 году с целью совершенствования работы по данному направлению утверждена дорожная карта, целевыми задачами которой являются в том числе профилактика нарушений, связанных с загрязнением полосы отвода железной дороги, и просветительская работа среди пассажиров и жителей прилегающей селитебной территории. Экологическая направленность с вовлечением пассажиров в экосистему ОАО «РЖД» является одной из основных ценностей Компании».

Главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры

Раздельное накопление отходов в поездах «Сапсан»

В высокоскоростных поездах «Сапсан» осуществляются мероприятия по раздельному накоплению отходов бумаги (газеты, журналы) и пластика. В вагонах установлены специальные стационарные емкости для накопления вторичных материальных ресурсов, имеющие соответствующую маркировку. Отличительный дизайн также имеют и передвижные тележки для раздельного накопления отходов. В пути следования поездов «Сапсан» пассажирам предоставляется возможность распределить образовавшиеся отходы на 2 фракции.

За 2024 год в высокоскоростных поездах «Сапсан» обеспечены накопление и передача в целях утилизации 46,52 т отходов бумаги и пластика, а также отработанных чехлов для кресел.

Дирекция скоростного сообщения популяризирует ответственное отношение к окружающей среде, транслируя в поездах видеоролики, публикуя статьи в газетах и журналах, проводя работу в социальных сетях и при организации питания в поезде.

Поезд