«Зеленый» подход к реконструкции БАМа

Байкал останется чистым

Байкал останется чистым

Строительство БАМа сопровождается строгим экомониторингом и соблюдением всех природоохранных требований

2020

Байкал под защитой ОАО «РЖД»

По поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина ОАО «РЖД» подписало Планы совместных экологических мероприятий при строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускных способностей БАМа и Транссиба до конца 2024 года.

Документы предусматривали реализацию 54 мероприятий по Иркутской области, 59 — в Республике Бурятия, 48 — согласно плану с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

2024

Выполнение по всем пунктам

ОАО «РЖД» выполнило в полном объеме все природоохранные мероприятия, запланированные к реализации в 2020–2024 годах, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области и Республике Бурятия.

2025

Байкал останется чистым

В 2025 году ОАО «РЖД» и Минприроды России утвердили новый план мероприятий по охране окружающей среды на Байкальской природной территории на период 2025–2032 годов. В плане 56 мероприятий по 7 направлениям, при этом 19 носят ежегодный характер.

В числе направлений деятельности: взаимодействие с органами исполнительной власти, общественными и научными организациями, экологическое просвещение, мониторинг, обращение с отходами, охрана атмосферного воздуха, водных ресурсов, животного и растительного мира и пожарная безопасность.

Что мы делаем?

Проводим экомониторинг

01

Одно из главных достижений — создание системы постоянного экологического мониторинга на объектах строительства и реконструкции БАМа в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Мы контролируем состояние почвы, воды и воздуха.

На БАМе работают 2 стационарные лаборатории, один стационарный пост автоматизированного контроля (поселок Нижнеангарск) и 3 передвижные экологические лаборатории на базе автомобилей. Проведенные исследования показывают отсутствие превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Производственно‑экологическая лаборатория Центра охраны окружающей среды ВСЖД:
Например, для мониторинга атмосферы на объектах строительства и реконструкции БАМа мы приобрели в 2021 году мобильный автоматизированный пост контроля, смонтированный на шасси «КАМАЗ». Газоанализаторы, пылемер и метеостанция, которыми он оснащен, позволяют оценивать погодные условия, концентрацию загрязняющих веществ в воздухе и ряд других параметров. Информация в режиме реального времени передается на сервер ОАО «РЖД» и используется в системе производственного экологического мониторинга.

Создаем новую ООПТ

02

Одно из самых значимых событий — придание статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ) памятнику регионального значения «Таловский озерно‑болотный комплекс». При финансовой поддержке ОАО «РЖД» в 2023 году были проведены научно‑исследовательские работы, в 2024 году комплексу был присвоен статус ООПТ.

Таловский озерно‑болотный комплекс отличается биологическим разнообразием: здесь обитает 25 видов птиц, занесенных в Красные книги Иркутской области и России. Также это место миграции перелетных птиц, поскольку тут есть все условия для их отдыха и питания.

Восстанавливаем леса

03

В 2024 году при вырубке на площади 6,9 га произведена высадка 41,5 га лесных насаждений (91 345 деревьев), что обеспечило соотношение 6:1 по площади высадки к вырубке. Дополнительно в рамках экологических акций высажено 32 075 саженцев деревьев на территории лесного фонда Байкальской природной территории.

Устанавливаем очистные сооружения

04

Вода очищается от взвешенных частиц, поверхностно‑активных веществ (ПАВ), нефтепродуктов, сульфатов железа до установленных нормативов.

Используем специальные геомембраны

05

Укладываются при прокладке путей в границах водоохранной зоны, чтобы сточные и ливневые воды не проникали в грунт без предварительной очистки.

Используем «зеленые» технологии

06

Например, при строительстве и реконструкции объектов устанавливаются шумозащитные экраны, чтобы снизить акустическое воздействие от железнодорожного транспорта до санитарно‑эпидемиологических требований.