Шум и вибрация

В условиях плотной городской застройки возрастает значимость физических факторов загрязнения окружающей среды, прежде всего шума. Одним из источников акустического дискомфорта в населенных пунктах является транспорт, поэтому ОАО «РЖД» уделяет пристальное внимание снижению физических факторов негативного воздействия и реализует комплекс мер по снижению акустического воздействия и вибрации.

В 2024 году силами центров охраны окружающей среды железных дорог разработано 28 карт шума, результаты анализа которых уже применены при взаимодействии с органами местного самоуправления по вопросам достижения нормативов допустимого уровня звука в жилых районах и реализации шумозащитных мероприятий.

В рамках выполнения Дорожной карты комплексных исследований шумового загрязнения окружающей среды при эксплуатации железнодорожного подвижного состава, предусмотренной планом научно‑технического развития ОАО «РЖД», проведены натурные измерения уровней и характеристик шума от подвижного состава, а также его отдельных узлов и механизмов. В 2025 году запланировано проведение анализа полученных данных и формирование базы данных спектральных характеристик шума. Результаты исследований будут использованы для разработки перечня организационно‑технических решений и мероприятий, направленных на снижение внешнего шума от железнодорожного подвижного состава.

По итогам организованной ОАО «РЖД» работы по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти в целях снижения сверхнормативного акустического воздействия потоков железнодорожного транспорта на территорию жилой застройки, жилые и общественные здания и сооружения приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А. Ю. Поповой от 03.10.2024 № 756 создана рабочая группа по подготовке предложений по методологии, нормированию, оценке воздействия шума от эксплуатации железнодорожного транспорта.

В рамках реализации комплексной среднесрочной целевой программы по снижению уровней шумового воздействия и вибрации, возникающих при эксплуатации железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры, в 2024 году проведены следующие мероприятия:

  • укладка бесстыкового пути (4,3 тыс. км);
  • шлифовка рельсов (28,5 тыс. км прохода);
  • шлифовка стрелочных переводов (1,0 тыс. шт.);
  • сварка рельсовых стыков алюминотермитным способом (47,4 тыс. стыков);
  • применение прокладок повышенной упругости (21,4 млн шт.);
  • высадка деревьев и кустарников (12,6 тыс. деревьев и 31,8 тыс. кустарников);
  • установка шумозащитных экранов (35 км);
  • проверка работы систем оповещения (1 868 станций).

Шум и вибрация