Соответствие рекомендациям TCFD
| Рекомендованные раскрытия | Разделы Отчета / комментарии | ||
|---|---|---|---|
| Корпоративное управление Принципы корпоративного управления Компании в отношении рисков и возможностей, связанных с климатом | а) Надзор совета директоров за рисками и возможностями, связанными с климатом | Участие совета директоров ОАО «РЖД» в управлении устойчивым развитием | |
| б) Роль менеджмента в оценке и управлении рисками и возможностями, связанными с климатом | Структура управления устойчивым развитием в ОАО «РЖД» | ||
| Стратегия Фактическое и потенциальное воздействие рисков и возможностей, связанных с климатом, на деятельность, стратегию и финансовое планирование Компании в тех случаях, когда эта информация существенна | а) Риски и возможности, связанные с климатом, которые Компания выявила в кратко‑, средне‑ и долгосрочной перспективе | Борьба с изменением климата | |
| б) Влияние рисков и возможностей, связанных с климатом, на деятельность, стратегию и финансовое планирование Компании | Приложения. Дополнительная информация к таблице соответствия TCFD | ||
| в) Устойчивость стратегии Компании с учетом различных сценариев, связанных с климатом, включая сценарий 2 °С и ниже | Компания в настоящий момент не проводит работу по оценке подобных сценариев | ||
| Управление рисками Сведения о том, как Компания выявляет и оценивает риски, связанные с климатом, и как управляет ими | а) Принятые в Компании процессы по выявлению и оценке рисков, связанных с климатом | Приложения. Дополнительная информация к таблице соответствия TCFD См. также Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2024 год, раздел «Управление рисками». Компания раскрывает информацию о рисках частично в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2023 № 1102 | |
| б) Принятые в Компании процессы по управлению рисками, связанными с климатом | Риски, связанные с изменением климата Приложения. Дополнительная информация к таблице соответствия TCFD Компания раскрывает информацию о рисках частично в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2023 № 1102 | ||
| в) Интеграция процессов выявления, оценки и управления рисками, связанными с климатом, в общий процесс управления рисками Компании | Компания раскрывает информацию о рисках частично в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2023 № 1102 | ||
| Метрики и целевые показатели Метрики и целевые показатели, которые используются для оценки и управления соответствующими рисками и возможностями, связанными с климатом, в тех случаях, когда эта информация существенна | а) Сведения о показателях, которые Компания использует для оценки рисков и возможностей, связанных с климатом, в соответствии со своей стратегией и процессом управления рисками | Компания раскрывает информацию о рисках частично в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2023 № 1102 | |
| б) Сведения о выбросах парниковых газов по охвату 1, охвату 2 и, если применимо, охвату 3 и о связанных с ними рисках | Выбросы парниковых газов | ||
| в) Целевые показатели, которые Компания использует для управления рисками и возможностями, связанными с климатом, и фактические результаты в сравнении с целевыми | Целевые показатели Экологической стратегии Приложения. Дополнительная информация к таблице соответствия TCFD | ||
Дополнительная информация к таблице соответствия TCFD
Влияние рисков и возможностей, связанных с климатом, на деятельность, стратегию и финансовое планирование Компании
Природно‑климатические факторы могут существенно влиять на характер взаимодействия пути и подвижного состава. Основными факторами, влияющими на устойчивость работы железнодорожного транспорта, являются температура и атмосферные осадки. Такие факторы могут вызывать ряд негативных последствий для железнодорожной инфраструктуры:
- снегопад приводит к нарушению транспортного сообщения, повреждению линий связи и электропередачи, нарушению нормальной работы стрелочных переводов, повышению лавиной опасности. При резком таянии возникает риск наводнений;
- низкие температуры увеличивают вероятность возникновения изломов рельсов, образования трещин в конструкциях металлических пролетных строений и обрывы линий электроснабжения и связи;
- высокие температуры особо опасны на участках бесстыкового пути, где зачастую происходит самопроизвольная разрядка температурного напряжения в рельсах пути, вследствие чего может произойти выброс пути;
- при дожде, ливне возникает риск образования и развития массовых выплесков, оползней откосов насыпей и выемок, размытия пути и разрушения инженерных сооружений.
Кроме этого, территория Российской Федерации подвержена воздействию таких опасных природных явлений и процессов, как землетрясения, ураганы, бури и смерчи, метели и вьюги, оползни, сели, обвалы и снежные лавины, природные пожары и наводнения.
При этом стоит отметить, что общее количество только опасных метеорологических явлений за 20 лет увеличилось примерно в 2 раза. Для железнодорожного транспорта опасны метеорологические аномалии, особенно учитывая, что они становятся все более продолжительными. Наиболее существенными являются происходящие аномалии в изменении диапазона среднегодовых температур, особенно в жаркий период, а также изменение объема осадков, выпадающих единовременно в короткий промежуток времени.
Этот комплекс рисков связан с изменением климата и вызванным им увеличением частоты и интенсивности проявления неблагоприятных природных процессов и явлений, которые способны приводить к повреждению инфраструктуры, остановке или ограничениям операционной деятельности ОАО «РЖД».
Воздействие неблагоприятных природных процессов и явлений может проявляться в повреждении или разрушении зданий, сооружений, коммуникаций, способствовать возникновению аварийных ситуаций, в том числе сопровождаемым экологическими последствиями. Это может приводить к сокращению объемов перевозок и снижению доходов от основного вида деятельности, увеличению финансовых затрат на ликвидацию негативных последствий климатических рисков, а также косвенно влиять на объем средств, выделяемых на текущие природоохранные проекты.
В предстоящем периоде на горизонте планирования до 2035 года степень влияния природно‑климатических рисков оценивается как средняя при низкой вероятности наступления. Учитывая масштаб и протяженность инфраструктуры ОАО «РЖД», присутствующей в различных природно‑климатических зонах России, для минимизации возникновения последствий в долгосрочной перспективе будут активизированы работы в направлении изучения уязвимости объектов инфраструктуры к прогнозируемым факторам воздействия, разработки защитных и превентивных мероприятий, формирования планов адаптации инфраструктуры Компании к изменению климата.
Управление рисками, связанными с климатом
В Компании на регулярной основе проводится анализ отказов технических средств и сооружений, в том числе по причинам, связанным со стихийными бедствиями. Проводимая работа и внедрение различных систем мониторинга и аналитики позволили повысить качество реагирования. Для изучения влияния изменяющихся климатических факторов и выработки решений по эксплуатации железнодорожной инфраструктуры в ОАО «РЖД» создан Центр компетенций по оценке воздействия внешних факторов на железнодорожную инфраструктуру ОАО «РЖД», который наряду со специализированными научными институтами соединил в себе значительное количество компетенций научного сообщества в области изменения климата и строительных решений.
Для проведения анализа внешних климатических факторов разработана система прогнозирования их влияния на железнодорожный транспорт и оперативного реагирования, которая состоит из следующих блоков:
1) база данных наблюдений за 30 лет, содержащая сведения об инцидентах (аварии, задержки в пути, транспортные происшествия), вызванных внешними факторами, и об объектах инфраструктуры (их технические и гидрологические характеристики);
2) блок аналитических методов с функциями прогноза возникновения предотказного состояния объектов;
3) модели управленческих решений: формирование и реализация планов адаптации (мероприятия по защите объектов, минимизации рисков нарушения работоспособности) на основании работы автоматизированных систем мониторинга и тревожной сигнализации.
Существует предиктивная система мониторинга состояния искусственных сооружений на основе выполненных расчетов водопропускной способности в рамках программы цифровизации Компании (программный комплекс Геоинформационной платформы ОАО «РЖД»). В ней реализован функционал мониторинга водопропускной способности малых искусственных сооружений при прогнозируемом уровне атмосферных осадков. Данная система гидрологического мониторинга позволяет контролировать изменение уровня водного потока два раза в сутки. В настоящее время также внедряется стационарная система мониторинга, которая позволяет круглосуточно проводить измерения, полностью автоматизировать этот процесс, автоматически накапливать и визуализировать данные.
Кроме того, применяется моделирование влияния факторов внешнего воздействия на состояние и надежность инженерных сооружений. Оно возможно в рамках физического и математического подобия с учетом возможных реальных изменений характеристик натурного объекта.
Также осуществляется мониторинг изменения состояния береговой полосы на морском побережье, движения наносов (эрозия) и русловых процессов в открытых руслах.
Целевые показатели, которые Компания использует для управления рисками и возможностями, связанными с климатом
Экологическая стратегия до 2030 года и на перспективу до 2035 года Компании предусматривает выполнение целевых показателей по удельным выбросам парниковых газов на единицу работы. Комплекс мероприятий в части электрификации железнодорожных линий, обновления тягового подвижного состава, а также мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности позволит Компании снизить удельные выбросы парниковых газов на единицу перевозочной работы.
Для подтверждения намерений по достижению климатических целей и включения климатической повестки в корпоративную культуру Компании в годовые КПЭ высшего руководства включен показатель снижения удельных выбросов парниковых газов на 6,1 % к 2035 году.